понедельник, 18 марта 2013 г.

Деловая игра как средство развития мышления





Аксенова Наталья Ивановна,
учитель английского языка
В современной школе развитие мышления учащихся происходит в процессе обучения. Педагогу необходимо четко смоделировать учебную деятельность так, чтоб достичь формирования у учащихся необходимых компетенций. На своих урока я использую такую технологию, как деловая игра. Деловые игры представляют собой непрерывную последовательность учебных действий в процессе решения поставленной задачи. Этот процесс условно расчленяется на такие этапы: знакомство с профессиями; построение имитационной модели производственного объекта; постановка главной задачи командам и выяснение их роли в производстве; создание игровой проблемной ситуации; овладение необходимым теоретическим материалом; решение производственной задачи на основании предметных знаний; проверка результатов; коррекция; реализация принятого решения; анализ итогов работы; оценка результатов работы.
Основная идея игры состоит в том, чтобы создать производственную ситуацию, в которой учащиеся, поставив себя на место человека той или иной специальности, смогут увидеть и оценить значение предметных  знаний в производительном труде, самостоятельно овладеть необходимым теоретическим материалом и применить полученные знания на практике.
Благодаря соревновательному характеру деловой игры активизируется воображение участников, развивается логическое мышление, что помогает им находить решения поставленной задачи. Ученики мотивированы на спонтанную коммуникацию, стимулированы на то, чтобы задавать и отвечать на вопросы. В рамках недели иностранного языка было проведено занятие ( внеурочная деятельность по предмету для 7 классов) «Работа в издательстве». Данное мероприятие логически вписывалось в структуру планирования уроков и является обобщающим занятием в теме «Книги».




Тема занятия: Работа в издательстве.
Класс: 7
Цель: Создать условия для формирования информационно-коммуникативных компетентностей:  совершенствование навыка изучающего чтения, умение анализировать текст, формирование на основе текста системы доводов (аргументов) для обоснования определенной позиции.
Планируемый результат:
Предметные УУД:
владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами английского языка, формирование практических умений использовать полученные знания

Познавательные УУД:
1.     умение формулировать проблемы и решать их;
     умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение;
     умение создавать устные и письменные высказывания;
4.     способность осмысленно читать, извлекая нужную информацию, отбрасывая второстепенную информацию, вести поиск и выделять необходимую информацию

Коммуникативные УУД:
1.     умение слушать и слышать друг друг, работать в паре и группе;
2.     умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;
3.     умение представлять информацию, сообщать её в письменной и устной форме;
4.     готовность спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое, умение вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем
Регулятивные УУД:
     умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;
     владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности

Личностные УУД:
1.     формирование мотивации изучения иностранных языков;
2.     осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка;
3.     стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;
Межпредметные связи: литература, обществознание, профориентация.
Ресурсы: мультимедиапроектор, компьютер, экран.
Основные понятия: издательство, публикация книги, тираж.
Тип занятия: Занятие решения практических задач с применением технологии деловая игра.
Формы работы: фронтальный опрос, работа в парах, работа в группах, самостоятельная работа
Учебный ситуации: ситуация-общение, ситуация-проблема, ситуация-оценка
Учебно-познавательные задачи:  приобщение к новому социальному опыту через изучение материала на английском языке
Учебно-практические задачи: развитие навыков и умений во всех видах речевой деятельности, употребление лексики по теме «Книги», составление связного высказывания


Подготовительный этап игры: ученики знакомятся с деятельностью сотрудников издательства: главного редактора, технического редактора, маркетолога, главного бухгалтера, художника оформителя, ассистента.
Учасники игры, ученики 7х классов, заранее были разделены на команды.
Ход занятия
Этап урока
Формируемые УУД
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.Самоопределение к деятельности

Ввод в игру.Постановка проблемы, целей.Мотивация к учебной деятельности.
Личностные: самоопределение

Учитель объясняет учащимся цель игры, задачи участникам, предлагает им выбрать роли  сотрудников издательства и придумать название издательству. Мативирует их к активной деятельности. Описывает игровую ситуацию.
Today our meeting in form of business game. Situation will take place in publishing office. You wil be staff of this publisher. Your aim is getting profit and interest writer to publish his book in your pulishing office.
Слушают учителя и выбирают себе  роль сотрудника издательства, придумывают название для издательства.

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие.








Условия, инструктаж. Регламент, правила.
3.Локализация индивидуальных затруднений

познавательные: сопоставлять, анализировать, обобщать информацию; коммуникативные: развитие речевой деятельности.


Педагог предлагает ученикам повторить лексику, затем просмотреть видео и ответить на вопрос по просмотренному видео.
Now you will watch video about modern publishers. Then you try to work such way. Let’s revise words. Translate them:
Entertaining
Exciting
Educational
Fun
Stimulating
Random
Bleeding
Creative
Sensitive
Edit
Competitive
Bring to the market
Wach the video and answer the question: What are these publishers produce?
I want to tell you rules.
1.     Name your publisher
2.     Spred roles
3.     Final decision belongs to the head editor
4.     Work together. You are team players.

Включаются в работу.
Переводят слова.













Смотрят видео и отвечают на вопрос.
Просматривают правила
4.Реализация игры.














Межгрупповая работа.
5.Обобщение и закрепление.
6. Самостоятельная работа.
Личностные: осознание алгоритма своего действия; перевод внешней речи на внутренний план. коммуникативные: сотрудничес- тво со сверстниками, умение работать в группе, действовать с позиции другого; развитие речевой деятельности.Познавательные: освоение основ аналитической деятельности; сопоставлять, анализировать, обобщать информацию; выделять главное.

Учитель организует групповую работу. Описывает сюжет игры.
I am writer. Last year I lived in savanna and wrote a lot of shot stories about animals and plants in savanna. I will give you one of my story and I will wait you decision. If you want to publish my book
you should show me book cover (book artist  and office assistant work), tell me about my fee (accountant and marketing expert work) and explain me my mistakes (head editor and technical editor work).
Work in group and in your pair.
Педагог проводить межгрупповую работу. Рассказывает проделовую переписку и предлагает участникам игры написать деловой вопрос для другого издательства.
You know about business letter. You must write 1 question for another publisher about their work.
Слушают учителя.Читают текст, обсуждают  его, анализируют с разных позиций, делают выводы,рисуют обложку, готовят свое выступление по данному вопросу.
Составляют вопрос для другой команды и отвечают на заданный.
7.Включение в систему знаний и повторение
Познавательные:устанавливать причинно-следственные связи; регулятивные: планировать пути достижения целей; коммуникатив-ные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками .

Педагог ведет диалог с каждым издательством по очереди. Выслушивая их мнения по предложенному тексту.
I am wtiter and I want to know your decision. Would you like to publish my book?
Дети по очереди  приводят свои аргументы.
8. Рефлексия деятельности.





Вывод из игры

коммуникативные: высказывать свое мнение; регулятивные: саморегуляция, самооценка.

Учитель задает вопросы учащимся.
How do you think what thing from this lesson can help you in your life?
What can be useful in later life?
Раздает листы самооценки.








If publisher decide to publish book then workers try to do it.
Watch the video about creating book.
Ученики отвечают на вопросы.
Ученики заполняют листы самооценки.
Обсуждают в группе свою работу.Выссказывают свое мнение учителю.
Смотрят видео.


Этапы занятия
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Познавательная
Коммуникативная
Регулятивная
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности
1-й этап. Мотивационный
·         Приветствие. Проверка готовности.
·         Учитель нацеливает учащихся на освоение новых знаний, умений, навыков с позиции их практического значения.
·         Вводит в ситуацию, предлагает выбрать роль и название издательства

Систематизируют ранее изученную информацию. Выбирают свою роль и придумывают название издательству
Осуществлять актуализацию полученных ранее знаний по предмету.
Приветствуют учителя.
Слушать педагога.
Готовятся к началу урока. Воспринимают информацию учителя, осмысливают значимость предлагаемого к изучению материала для себя. Складывается отношение субъекта к целям и задачам предстоящего действия и содержанию материала, намеченного для усвоения.
При необходимости, задавать вопросы учителю.

2-й этап. Ориентировочный

·         Формулирует цель занятия, и цель участников игры
·         Ставит учебные задачи, актуализирует ранее изученные знания
·         Предлагает ученикам повторить слова, перевести их, посмотреть видео и ответить на вопрос
Вспоминают, что им известно по изучаемому материалу.
Воспринимать информацию на слух и анализировать её.
Взаимодействуют с педагогом во фромнтальном режиме. Переводят слова и отвечают на вопрос.
Слушать собеседника, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Моделируют учебную ситуацию.
Прогнозировать результат, владеть целеполаганием, моделировать учебную ситуацию.
3-этап. Исполнительский
·         Организует групповую  работу с материалом
·         Вводит в игровую ситуацию
·         Объясняет правила
·         Организует межгрупповую работу
Знакомятся с текстами  и выполняют задания, анализируют, делают выводы, рисуют обложку книги, задают вопросы другим группа и отвечают на вопросы других групп

Анализировать объект;
Осуществлять сравнение.
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Взаимодействуют с одноклассниками
Уметь точно выражать свои мысли.
Понимать на слух ответы
Мобилизуют силу и энергию для решения поставленной задачи.
Осуществляют самоконтроль понимания диаграммы.
Способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. Осуществлять самоконтроль
4-й этап. Контрольный
·         Организует прослушивание и демонстрацию готового продукта учащихся.
·         Задает вопросы, вскрывающие ошибки учащихся (если таковые были допущены).
Воспринимают на слух  и осмысливают предложенную информацию.
Уметь выделять существенную информацию из сообщений.
Предлагают свою модель и аргументируют свое мнение.
Уметь не просто высказывать, но и аргументировать свое предложение.
Мобилизуют силу и энергию для решения поставленной задачи.
Осуществляют самоконтроль понимания  построенной модели.
Способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию.
5-й этап. Рефлексивный
Организует рефлексию.
·         Раздает листы самооценки
·         Организует вывод из игры
·         Предлагает просмотреть видео
Систематизируют полученную информацию. Строят высказывания.
Выполнять письменные задания.
Взаимодействуют с учителем и одноклассниками во время рефлексии.
Уметь точно выражать свои мысли.
Понимать на слух ответы.
Рефлектируют  свои действия как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий.
Строят понятные высказывания.

Уметь анализировать различные пути, методы и средства решения учебной задачи, оценивают оптимальность выбранного пути решения, определяют значимость полученных на уроке знаний и умений для себя (личностная значимость), для социума (социальная значимость).












Комментариев нет:

Отправить комментарий