понедельник, 3 февраля 2014 г.

Леворукость и её учёт в работе педагога


Присталова Ирина Анатольевна,

учитель английского языка




Содержание методических рекомендаций:

1.Происхождение леворукости

2. Правое и левое полушарие в различных видах деятельности

3. Восприятие окружающего мира и речь леворуких детей младшего школьного возраста

4. Письмо и чтение леворуких детей младшего школьного возраста.

5. Проблемы социальной адаптации  леворуких детей младшего школьного возраста и их решение.
6.Советы родителям и учителям,  обучающим левшей-школьников.

1.Происхождение леворукости.


В настоящее время на земле 500 миллионов человек-левшей, и с каждым годом количество таких людей возрастает. Установлено, что большинство левшей – мужчины. Ученые рассматривают закономерности связи леворукости и пола, возраста, продолжительности жизни. Вот самый яркий пример особенностей правополушарного, то есть леворукого, человека: Леонардо Да Винчи, гениальный художник, писал своей ведущей рукой так, что его рукописные работы можно прочитать лишь с помощью зеркала.
Существует очень много теорий о происхождении леворукости, но в каждой из них есть множество противоречий. Имеются даже религиозные теории, и наличие праворукости нашло отражение в обрядах и верованиях («чистая» – правая рука и «нечистая» – левая и т.п.).
Б.В. Огнев (Конюхов Н.И. Словарь-справочник практического психолога, изд. НПО «Люден», 1996г.) выдвинул «космическую» теорию возникновения леворукости, т.е. подчеркнул влияние на предпочтение руки сил Кориолиса (зависимость от вращения земли в одну сторону). По этой теории в северном полушарии должны преобладать правши, в южном – левши, а на экваторе – амбидекстры.  Также, считается в частности, что на рукость влияет окружающая среда (Хризман Т.П., Еремеева В.Д. «Мальчики и девочки – два разных мира», «Тускарфа», 1998г.). Например, ребенок в возрасте 1,5-2 лет сломал правую руку и в процессе активной деятельности вынужден вместо правой руки использовать левую. Или же, когда в семье есть левша (а детям свойственно подражать), ребенок за ним повторяет и может, таким образом, не только правша стать левшой, но и наоборот. Но нужно отметить, что случаи вынужденной смены руки, как правило, сопровождаются невротическими и эмоциональными нарушениями, координационным дискомфортом, трудностями освоения сложных двигательных навыков.
Такая леворукость или праворукость не является истинной, потому что рукость, на самом деле, сложным образом связана с деятельностью мозга. На сегодняшний день есть достаточное количество фактов, подтверждающих возможность патологического происхождения леворукости (Мартынов С.М. «Здоровье ребенка в ваших руках», издательство «Просвещение», Москва, 1991г.). Действительно, исследования показали, что при развитии леворуких детей очень высока частота патологии беременности и родов у их матерей, родовых травм.
Вероятность появления леворукого ребенка увеличивается при так называемом родовом стрессе, который обычно определяют по наличию не менее двух неблагоприятных факторов, среди которых низкая масса тела новорожденного, слишком быстрые или затянувшиеся роды, применение инструментов при родовспоможении, асфиксия новорожденного. Важно понимать, что в этих случаях левшество может сочетаться с комплексом нарушений или задержек в развитии речи, восприятия, моторных функций. Но следует разграничить леворукость и эти нарушения, выделив возможно, как единую причину возникновения и леворукости и нарушений в развитии ребенка, патологические факторы, связанные с течением беременности и родов. Леворукость в таких случаях скорее сопровождает нарушения в состоянии здоровья и отклонения в развитии, причем те и другие проявления могут иметь как единую общую причину, так и разные факторы, определяющие их возникновение.

2. Правое и левое полушарие в различных видах деятельности.


Чтобы выявить разнополушарных детей и определить их особенности, нужно понять, чем отличаются «правополушарники» и «левополушарники» (Захаров М. «Правые и левые – кто они?» Семья и школа №8, 1990г.).

Праворукий ребенок
Леворукий ребенок
Левое полушарие
Правое полушарие
1)      понимание смысла слов;
2)      понимание смысла музыкаль­ных произведений;
3)      понимание общего содержания картин;
4)      классификация видимых объек­тов; объединение их в катего­рии;
5)      произвольное запоминание;
6)      формирование понятий о време­ни, пространстве, причинности;
7)      эмоциональность: положитель­ного характера, волнение, чувство наслаждения, счастья; преимущественно внутреннего (импрессивного) плана.
1)      восприятие голоса, интонации, мелодичности голоса; общий смысл слов не улавливается;
2)      восприятие мелодии;
3)      восприятие деталей картины без понимания общего содержания;
4)      изолирование произведения объектов;
5)      непроизвольное запоминание;
6)      восприятие пространственного отношения предметов;
7)      эмоциональность: отрицатель­ного характера, страх, печаль, гнев, ярость; преимущественно внешнего (экспрессивного) плана.
Особенности восприятия, эмоций, сознания, речи и других процессов можно сформировать в еще одну таблицу, в сравнении левого и правого полушарий.

Праворукий ребенок
Леворукий ребенок
Левое полушарие

Правое полушарие

Восприятие
Дискретное (по частям); аналити­ко-рассудочное речи (смыслового аспекта), высоких звуков
Целостное; чувственно-эмоциональное музыки, а так же низких звуков
Переработка информации
Более медленная; в понятиях, словесно-логическая, знаковая последовательность
Более быстрая в образах; мгновен­ный чувственный анализ сложных сигналов, интуитивная ориентация в окружающим мире
Эмоции
Волнение, чувство наслаждения, счастья. Преимущественно внут­реннего плана.
Страх, печаль, гнев, ярость и дру­гие отрицательные эмоции. Преимущественно внешнего плана.
Сознание
Центр Сознания и контроля управ­ления произвольными психически­ми процессами. Чувство индиви­дуальности, осознания и выделе­ния себя из окружающей среды («Я»).
Центр подсознательных и бессоз­нательных психических процессов. Чувство единения, общности, слит­ности с природой и людьми («Мы»).
Речь
Центр языка и речи знаковых сис­тем. Смысловая сторона речи. Чте­ние и счет, письмо, опора на сог­ласные.
Интонационная сторона речи. Ми­мика, жестикуляция при речи, опора на гласные.
Мышление
Рационально, абстрактно логичес­кое, формальное, программируе­мое. Индукция (выделение част­ного); оперирование цифрами, ма­тематическими формулами и дру­гими знаковыми системами.
Эмоциональное, наглядно-образ­ное, интуитивное, спонтанное. Де­дукция (образование общего). Ис­пользование ощущений, догадок, предчувствий, представлений, наг­лядных примеров.
Память
На цифры, формулы, слова. Произ­вольная; последовательность собы­тий и их вероятные свойства, прог­ноз будущего (экстраполяции).
Зрительно-наглядная, образная, эмоциональная. Непроизвольная, текущее, реальное время, информация о прошлом.
Интеллект
Вербальный (словесный логичес­кий компонент), приверженность теории
Невербальный, интуитивный компонент, приверженность практике

 3. Восприятие окружающего мира и речь леворуких детей младшего школьного возраста

Центры речи не случайно появились у человека в левом полушарии. Уже у новорожденного ребенка два полушария неравноценны. Левое как бы дробит картину мира на части, на детали и анализирует их, выстраивая причинно - следственные цепочки, классифицируя все объекты, выстраивая схемы, последовательно перебирая все то, что попадает в сферу восприятия или извлекается из памяти. На все это требуется время, поэтому левое полушарие действует сравнительно медленно. В отличие от левого, правое полушарие, в котором нет центров речи, «схватывает» картину мира целостно, одновременно включая в рассмотрение всю конкретную реальность, не дробя на части, а синтезируя целостный образ в совокупности его конкретных проявлений. Поэтому процесс восприятия окружающего мира происходит быстро. Исходя из этого, левое полушарие можно назвать аналитическим, последовательным, индуктивным. Можно сделать вывод, что левому полушарию свойственно рационально-логическо-знаковое мышление.
Правому полушарию соответствуют такие характеристики, как: целостное, синтетическое, параллельное (одновременно, а не последовательно), дедуктивное освоение мира. «Правополушарникам» свойственно пространственно-образное, интуитивное мышление. Отсюда вытекает, что интуиция не что-то второстепенное, второсортное, а результат работы мозга, ход которой скрыт от нас. Так как у левшей иначе устроен мозг, то значит и мышление и вся психика у них несколько отличаются от обычного типа. Левши хуже привыкают к смене обстановки, более индивидуализируют мир, окружающий их. Склонны к художественному творчеству. При обучении левшей нужно больше ориентироваться на их чувственные ощущения (опора на рисунок, наглядное пособие). Их стихия – индивидуальная работа, когда нет жесткого регламента, строгого подчинения чьему-то мнению, а важна собственная инициатива и интуиция. Очень часто левши музыкальны и вообще талантливы во многом. И в подтверждение этого – деятельность выдающихся людей-левшей: П. Пикассо, Ю. Цезарь, Леонардо Да Винчи, Микеланджело, Л. Бетховен и Ч. Чаплин.
При исследованиях были получены данные о нарушениях письма у праворуких и леворуких людей и особенностях их проявления.
Если (ребенка) левшу научить писать письменные знаки правой рукой, то в тех случаях, когда потребуется не просто списывать, срисовывать чужой текст, а писать свой собственный, праворукое письмо окажется несостоятельным. Поэтому нередки обращения к специалистам за помощью по поводу катастрофических трудностей с письмом у переученных левшей. Пик таких обращений приходится на возраст 10 лет.
Если ребенка-левшу переучили, то обратного пути нет, так как образуются определенные функциональные связи, которые тяжело разрушить, так как время упущено. Ребенку закрыли возможность овладеть письменной речью, а значит, создали ущербную личность, закрыли многие пути для выбора профессии, для личностного роста.

 4. Письмо и чтение леворуких детей младшего школьного возраста


И письмо, и чтение – асимметрические виды деятельности, так как письмо осуществляется только одной рукой, и пишут, и читают в русском языке слева направо. Кроме того, форма большинства букв асимметрична, и почти все дети некоторое время пишут часть букв зеркально.
Это связано с тем, что у маленьких детей асимметрия мозга еще не полностью сформирована, и пространственные отношения трудны для анализа. Позже у большей половины детей эти трудности исчезают, но некоторые еще долго путают симметричные буквы. Например, заглавные «Е» и «З». При чтении также существуют различия. Взрослый и ребенок, которые только учатся читать, используют разные стратегии. Взрослый больше опирается на левое полушарие. Слово включается у него в сложную знаковую систему. Он не читает его послогово и побуквенно, а ориентируется, в основном, на грамматические структуры, падежные окончания и суффиксы.
Левому полушарию важна грамматика, а не начертание каждой буквы и узор из букв, составленный данным словом.
Следует помнить, что, когда ребенок устает, а это случается к концу дня, недели, он может вернуться к тем ошибкам, которые были им уже изжиты и которые были свойственны ему в более младшем возрасте. «Правополушарники» допускают относительно мало ошибок, то есть видят и сразу исправляют их, а самоисправление – очень важный способ обучения. Но родители и учителя очень часто считают помарки просто грязью в тетрадках и ругают за них детей.
Есть такие психологические тесты, в которых требуется увидеть целое изображение, разбитое на кусочки. Это задание в основном для правого полушария. Даже если часть изображения отсутствует, те, кто использует правополушарные стратегии решения этой задачи, легко узнают, что нарисовано на картине. То же происходит при чтении книги или собственных записей: «правополушарники» узнают слова и предложения, читают быстро, но ошибок, опечаток или других неточностей просто не замечают, так как это не мешает главному пониманию смысла прочитанного, что для «правополушарника» важнее.
Были проведены опыты и исследования (Безруких М.М. «Леворукий ребенок в школе и дома», издательство Екатеринбург, 2001г.), которые позволили выявить трудности леворуких детей:
-                ребенок представляет себе звуковой образ слова, который часто не соответствует звуковому составу написанного слова;
-                ребенок представляет себе зрительный образ написанного слова, того, что он видел в книжке.
Требуется перевод одного образа в другой, а это требует сил, умения и времени.
-                формируется моторный образ. Информацию, полученную от разных органов чувств и сложившегося в голове в голове образа, надо соотнести между собой, чтобы написать правильно.
Правополушарное доминирование не исчерпывается «рукостью». Почти каждый человек имеет также ведущие глаз, ухо и т.д.
Левоглазые люди, например, часто бывают робкими, хорошо приспосабливаются к деятельности лишь тогда, когда группа немногочисленна. Они отличаются высокой устойчивостью к помехам и работоспособностью. Отличаются склонностью к невротическим состояниям.
Предпочтение правой или левой руки и т.д. ничуть не мешает ребенку нормально развиваться в детском саду. Трудности обнаруживаются, когда ребенок начинает овладевать письмом и чтением.

5. Проблемы социальной адаптации  леворуких детей младшего школьного возраста и их решение.
Последнее время прогресс в обучении связывали с постепенной заменой освоения учащимися практических навыков накоплением у них теоретических знаний. Мы стали очевидцами увеличения числа теоретических курсов, повышения уровня абстрактности в изложении учебного материала, усиления математизации и алгоритмизации материала при изложении гуманитарных дисциплин. В результате снизилась общая эмоциональность изложения, язык стал более сухим, уменьшилась доля ярких выразительных примеров, чрезвычайно редко использовались ритмы – речевые и музыкальные, которые сами по себе активизируют эмоциональную и непроизвольную память. Иными словами, при обучении акцентировались механизмы левого полушария при одновременном ослаблении вовлеченности правого полушария. Это привело к тому, что ребенок мог только грамотно воспроизводить выученный материал, но оказывался беспомощным, приступив к практической работе, где необходимы творческий подход и интуиция.
Практически каждый учитель начальной школы сталкивался с трудностями в обучении леворуких детей все делать правой рукой – и проблема решится сама собой. При этом каждый учитель решал проблему переучивания, как считал нужным. Некоторые привязывали левую руку ребенка или надевали на нее варежку… Кто-то просто снижал оценку.
Родители, в свою очередь, желая переучить ребенка, запугивали его: «Ты будешь плохо учиться!», «Над тобой все будут смеяться!». Взрослые не задумывались над тем, как это скажется на здоровье ребенка. А многочисленные исследования показали, что переучивание является стимулом для развития многих неврозов. При переучивании нарушается баланс взаимодействия полушарий головного мозга.
Пытаясь переучивать левшу, взрослые планомерно нарушали условия для успешного обучения. Но, кроме проблем с обучением, у переученного левши могут быть серьезные нарушения психического здоровья. У него нередко возникают неврозы навязчивых состояний, особенно если родители чрезмерно тревожно относятся к его особенности и считают, что она может стать причиной многих жизненных неудач. Часто родители расценивают желание ребенка все делать левой рукой как упрямство и непослушание.
Астенический невроз может проявляться в повышенной утомляемости и истощаемости, в резком снижении работоспособности. Переученные левши активно работают на первых двух уроках, а на последующих учителю уже сложно привлечь их внимание. После уроков такие дети становятся апатичными и вялыми, часто жалуются на усталость. Выполнение письменных домашних работ вызывает у них особые трудности. Повторное переписывание не дает положительных результатов.
Некоторые исследователи отмечают различное протекание неврозов у мальчиков и девочек. Так, для девочек характерны пониженный фон настроения, вялость, плаксивость. А мальчики проявляют большую двигательную расторможенность и неусидчивость.
Адаптация к школе у переученных левшей проходит значительно сложнее и растягивается на больший период времени. Один этот факт сам по себе может стать стимулом для развития невроза. Для леворуких детей характерны и так называемые «школьные страхи». Это страхи перед неудачами, недовольством учителей, перед замечаниями с их стороны. Левши бояться письменных работ, и этот страх становится постоянным спутником их школьной жизни.
Если нет новых стрессов, страхи могут со временем исчезнуть. Но могут развиться другие симптомы: головные боли, плаксивость, ухудшение сна и аппетита.
Учителя, занимающиеся обучением левшей, должны придерживаться определенных правил:
1.     Медлительность левшей не должна быть поводом для упреков. Не следует также торопить левшу, так как при этом он сделает больше ошибок или остановиться совсем.
2.      Спокойная и доброжелательная обстановка во время занятий является основой успеха при обучении левшей. Не надо делать резких замечаний, левша может впасть в состояние стресса. И тогда вы уже не дождетесь от него положительных результатов.
3.     Новый материал следует тщательно структурировать. Так как левша воспринимает все строго последовательно, незначительный пропуск в объяснении может быть значим для такого ребенка. Поэтому пошаговая инструкция сильно облегчит левше выполнение задания.

К сожалению, многие психологи сегодня вольно обращаются с терминологией. У ребенка еще не сформированы полушария, а ему уже навешивают ярлык «леворукий». Мнение, что одно полушарие более активно, чем другое, ошибочно. Оба полушария одинаково активны. И большая ошибка – создание специальных программ для лево- и правополушарных детей. Выстраивание учебных программ в зависимости от особенностей мозга – вульгаризация сложных физиологических процессов. Различие право- и леворуких детей не в активности одного или другого полушария, а в особенностях взаимодействия этих полушарий.
Родители или учителя, которые приступают к обучению ребенка, должны определить его ведущую руку. В 5-6 лет ребенок учиться писать, и очень важно, чтобы он начинал это делать ведущей рукой. Есть много тестов для определения леворукости. Надо попросить ребенка совершить несколько бытовых действий и посмотреть, какой рукой он будет это делать: полить цветы, чистить зубы, доставать книги с полки… Предпочитаемая рука используется в рисовании. Если ребенок все делает левой рукой и движения его легки и точны – он левша. Самые простые тесты – при аплодировании у правшей более активна правая рука. При переплетении пальцев рук у правшей сверху ложиться большой палец правой руки, у левшей – левой.
По мнению французской исследовательницы Озьянс, для точного определения ведущей руки надо выполнить не менее 15-20 заданий.
1.     Завинтить крышку у бутылки.
2.     Зажечь спички.
3.     Разрезать бумагу ножницами.
4.     Нанизать бусинки.
5.     Почистить обувь щеткой.
6.     Намотать нитку на катушку.
7.     Перелить воду из одного сосуда в другой.
8.     Отвинтить гайку.
9.     Попасть иголкой в небольшую точку.
10.   Сложить мелкие детали (пуговицы, бусинки) в узкий цилиндр.
11.    Разложить карточки.
12.    Проколоть дырочки.
13.   Стереть ластиком нарисованное.
14.    Продеть нитку в иголку.
15.    Стряхнуть с себя пыль.
16.    Капнуть из пипетки в узкое горлышко бутылки.
17.      Достать бусинку ложкой из стакана.
18.      Позвонить колокольчиком.
19.       Закрыть или открыть молнию.
20.      Взять стакан, чтобы выпить несколько глотков.

Родители леворуких часто бояться, что их ребенок будет учиться хуже других детей. Важно их предупредить, что проблемы в начале обучения могут быть как у леворуких, так и у праворуких детей. И очень большую ошибку совершают те родители, которые рано учат детей писать. В 4 года ребенок еще не может выполнять определенные движения. Он привыкает неправильно держать ручку, и в школе учителю приходится прилагать немало усилий, чтобы его переучить. Если же у учителя не хватает терпения, у ребенка остается плохой почерк, который в дальнейшем будет вызывать немало раздражения у педагогов. Но и это еще не все. Неправильно выработанный почерк влечет за собой трудности звуко-буквенного анализа, трудности в освоении чтения. Поэтому хочется дать совет всем родителям, чьи дети начинают осваивать письменную речь: не торопитесь! Надо дать возможность мозговым структурам созреть.
Для повышения эффективности обучения левшей необходимо как можно чаще обращаться к возможностям правого полушария, чтобы полнее использовать присущие ему особенности: большую скорость и эмоциональность восприятия, обобщенность, целостность, образность, вовлечение непроизвольной памяти. С этой целью полезно систематически включать в учебный процесс манипулирование с моделями и макетами. Можно активизировать возможности правого полушария, умело используя всякого рода схемы.
Существующие в педагогической практике методы обучения иностранному языку опираются на усвоение правил языка и особенностей его грамматических конструкций (обращение к левому полушарию), либо на образные представления и конкретные ситуации (обращение к правому полушарию). Более продуктивным подходом к обучению языку детей-левшей послужило бы одновременное использование тех и других методов в едином учебном процессе.
Необходимо иметь в виду, что на первых этапах формирования функциональной асимметрии у детей (а до двух лет нет различия в функциях обоих полушарий) психические механизмы речи и эмоций имеют свои особенности. Речь ребенка тесно связана с эмоциями, а специфика левого полушария состоит скорее в обработке речевых звуков, фонем, как осмысленных, так и бессмысленных. У дошкольников и младших школьников речь подчиняется закономерностям не логического, а непосредственно чувственного восприятия, которое обеспечивается деятельностью не левого, а правого полушария. Существует мнение, что лишь с началом обучения левое полушарие постепенно становится не только вербальным, но и вербально-логическим.
У детей из-за особенностей психологической структуры их речи и эмоций правое полушарие играет важнейшую роль в развитии. Считается, что неспособность к обучению в детстве связана с дисфункцией правого полушария. При обучении письму и чтению следует учитывать, что механизмы, осуществляющие эти функции, у взрослого и ребенка различны: на ранних этапах обучения процесс чтения в значительной степени опирается на чувства. Существует также гипотеза о том, что школа переоценивает левое полушарное речевое мышление в ущерб правополушарному.
Зная особенности леворуких детей, мы выделяли следующие особенности развития, которые наиболее часты у левшей:
- нарушение моторного развития, координации движения руки, кисти, пальцев;
-          нарушение зрительно-моторных интеграций.
Моторная неловкость достаточно часто встречается у леворуких детей, но это совсем не обязательная особенность. Леворукие люди с генетически закрепленным левшеством могут быть очень умелы, ловки, обладать тонкой и точной координацией движений руки, кисти, пальцев. В то же время уровень развития мелкой моторики (так в большинстве педагогических и популярных руководств для родителей обозначаются сложнокоординированные движения руки) у леворуких детей, имеющих патологию развития, у переученных левшей, у левшей с вынужденной леворукостью оказывается недостаточным для освоения письма, необходимых манипуляторных действий, и это, естественно, создает комплекс школьных проблем.
Дело в том, что сложнокоординированные движения ребенка – это, прежде всего, произвольные движения, то есть движения, которые имеют цель, движения, которые планируются, контролируются и оцениваются, движения, параметры которых могут изменяться при изменяющихся условиях деятельности. Выполнение таких движений обеспечивается интегральной (совместной) деятельностью различных мозговых структур, и нарушение этой деятельности может быть основой нарушения движений, трудностей их формирования и контроля.
Кроме того, у детей пяти-шести лет еще слабо развиты мелкие мышцы кисти, не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев, несовершенна нервная регуляция, и это затрудняет формирование и выполнение движений. Нельзя исключить еще один фактор трудностей формирования тонкоординированных действий. Моторная неловкость в выполнении манипуляторных действий, трудности в овладении ими, неудачи и частое недовольство взрослых («Ну что ты копаешься! Такой большой, а пуговицы застегнуть не можешь», «С этим конструктором даже малыши справляются», «Ты же девочка, а шнурки на бантик завязать не можешь») вынуждают ребенка избегать выполнения действий, которые сложны, поэтому платье с мелкими пуговицами «не нравится», новый конструктор «совсем не интересный, лучше поиграю с машинками», вязать, лепить, конструировать «не интересно, не хочется».
Особого внимания заслуживают графические движения. Нелюбовь к рисованию – один из показателей нарушения развития тонкокоординированных движений. Рисование, как и письмо, – инструментальное действие, оно сложнее, чем просто движения рукой, – ведь необходимые движения кончика рисующего карандаша возможны только в том случае, если скоординированы движения пальцев, кисти, руки, туловища, если ребенок мо­жет управлять ими, контролировать их.
Важным условием формирования этих сложных действий является положительная мотивация. А о какой положительной мотивации может идти речь, если все не получается? Формирование бытовых двигательных действий проходит без особых сложностей, по мере возрастного развития совершенствуются и графические движения. Леворуких детей, имеющих нарушения в развитии тонкокоординированных движений рук, нужно специально учить управлять своими движениями, планировать, контролировать и корректировать их.
Безусловно, при развитии тонкокоординированных движений руки необходима систематическая тренировка, но это не должно быть механическое (часто неправильное) повторение движения. Главное, чтобы движение было выполнено правильно.
Прежде всего, должна быть четко сформулирована цель каждого движения, так как самая важная характеристика движений – точность – зависит от того, как сформулирована цель. Например, вы хотите, чтобы ребенок выполнил на первый взгляд самое элементарное графическое движение – провел линию. Вы даете элементарное задание: «проведи карандашом линию на листе бумаги», но ребенок не знает, как его выполнить. При такой формулировке любая прямая линия (длинная или короткая, вертикальная или горизонтальная) будет достижением нечетко поставленной цели. А раз цель сформулирована нечетко, то невозможно составить правильную программу действия, которая позволила бы осуществить необходимое (но какое?) движение, невозможно также осуществить текущий контроль и коррекцию движения (нет критериев оценки правильности выполнения).
Значит, мы должны более точно определить цель: «проведи прямую линию от точки до точки, не отрывая руки», т.е. мы формулируем не только, что нужно сделать («провести линию»), но и какую («прямую») и как это сделать («не отрывая руки»). Кроме этого даны четкие зрительные ориентиры для контроля правильности выполнения и, если необходимо, коррекции – «от точки до точки».
При обучении ребенка каким-либо новым двигательным действиям необходимо:
-     четко сформулировать двигательную задачу (цель действия);
-     составить план выполнения движения;
-     выделить ключевые (опорные) точки движения;
-     определить ориентиры для контроля и коррекции.
Еще раз обращаем внимание: при формулировке цели нельзя использовать прием «посмотри и сделай так». Описание цели должно быть по возможности простым, кратким и точным.
Зрительно-пространственное восприятие, зрительная память и зрительно-моторные координации – значимые и взаимосвязанные компоненты функционального развития ребенка. У нас пока нет точных и экспериментально подтвержденных данных о том, каковы особенности развития этих функций у леворуких детей разного возраста. Однако есть сведения о том, что у многих левшей отмечаются трудности зрительно-пространственного восприятия. Возможно, именно нарушения зрительно-пространственного восприятия и зрительной памяти являются главной причиной трудностей формирования навыка чтения, которые характерны для значительной части левшей.
С нарушениями зрительно-пространственного восприятия в сочетании с дефицитом зрительно-моторных координаций в большинстве случаев связаны трудности обучения письму, которые отмечаются у подавляющего большинства леворуких детей.
Все это определяет необходимость выделения нарушений зрительного восприятия и зрительно-моторных координации как можно раньше и проведения специальной работы по компенсации этих особенностей функционального развития на этапе подготовки к школе.
У ребенка может быть очень хорошо развито зрительное восприятие и отлично развиты двигательные функции, но при этом может страдать их взаимосвязь, взаимодействие, координация того, что видит глаз и одновременно делает рука. Эта способность к глазо-двигательным (зрительно-моторным) координациям определяет успешность и эффективность формирования навыка письма. У многих леворуких детей выявляется отставание в развитии зрительно-моторных координации. Существует достаточно простой и информативный способ определения уровня развития зрительно-моторных координации – это копирование.
Копирование пересекающихся линий, геометрических фигур, сочетания различных фигур – один из наиболее информативных методов оценки развития зрительно-моторных координации, и этот метод позволит нам определить, есть ли нарушение в развитии зрительно-моторных координаций у  ребенка.
Проводя занятия с ребенком, необходимо учитывать:
-        работа потребует от взрослых напряжения и выдержки, ведь положительные результаты проявятся не сразу, и радость небольших успехов довольно долго будет чередоваться с новыми огорчениями. Даже то, что получалось уже хорошо, вдруг может серьезно осложниться;
-        занятия должны быть систематическими, лучше ежедневными, но их общая продолжительность не должна превышать 30 мин. (через каждые 15 мин. нужно делать перерыв);
-        во время занятий должен сохраняться ровный и спокойный тон;
-        не забывайте похвалить ребенка, если не за успех, то хотя бы за старание;
-        успокойте и подбодрите ребенка в случае неудачи, чтобы он был уверен в вашей поддержке;
-        никогда не занимайтесь с ребенком, если он устал, плохо себя чувствует, болен;
-        будьте внимательны не только к его поведению, но и к его жалобам.
-    необходимо помочь левше организовать свое рабочее место, изменить при письме наклон тетради, положение предплечий, правильно взять ручку, позаботиться о том, чтобы свет падал справа;
-        не следует требовать от левши правонаклонного письма, более целесообразным для них будет писать прямо;
-   категорически противопоказано требовать от него безотрывного письма;
-   любые двигательные действия нужно раскладывать на элементы, объясняя пошагово, каждый элемент должен выполняться осознанно;
- желательно выполнять специальные упражнения, играть с ребенком в игры, развивающие зрительное восприятие и зрительно-моторную координацию;
- необходимо вести работу с родителями леворукого ребенка, объясняя им причины и следствия особенностей их сына/дочери, советуя, как помочь ребенку преодолеть те объективные трудности, которые уже имеются и сохранить психическое и физическое здоровье ребенка;
- никогда не проявлять негативного отношения к леворукости, использовать особенности такого ребенка в классе для привития детям уважения индивидуальных особенностей каждого человека, терпимости по отношению к проявлению свойств, не характерных большинству.
- планируя занятия, нужно стараться сделать их комплексными, уделяя одновременно внимание разным сторонам развития.
Таким образом, в процессе обучения надо стараться ориентироваться на индивидуальные психологические особенности левшей, а именно, в процессе занятий стараться давать задание таким детям с наглядным пособием и рисунками, не ограничивать временными границами выполнения задания для них, ни в коем случае не приучать к письму неведущей рукой!
Леворукие дети допускают относительно мало ошибок, то есть видят и сразу исправляют их, что является поводом для поощрения ребенка воспитателем. При чтении книги или собственных записей: леворукие узнают слова и предложения, читают быстро, но ошибок, опечаток просто не замечают, так как это не мешает главному пониманию смысла прочитанного, что для леворукого важнее.
Так же у леворуких встречаются следующие трудности:
-        ребенок представляет себе звуковой образ слова, который часто не соответствует звуковому составу написанного слова;
- информацию, полученную от разных органов чувств и сложившегося в голове образа, надо соотнести между собой, чтобы написать правильно.

                                                      
6.Советы родителям и учителям,  обучающим левшей-школьников.

При работе с ребенком-левшой необходимо отказаться от переучивания, т. к. произвольная смена ведущей руки приводит к грубому вмешательству в тончайшие механизмы деятельности мозга. Последствия такого вмешательства невозможно проконтролировать.        
1.Отказ от смены ведущей руки должен сочетаться с работой по развитию содружественного действия обеих рук. Здесь могут быть рекомендованы игры и упражнения с мячом, занятия плаванием, лепкой, вышиванием, вязанием, плетением макраме и прочие виды деятельности, развивающие координацию движений пальцев, кистей рук. Такие занятия по развитию моторики и зрительно-моторной координации должны быть ежедневными и занимать 15-20 минут.

2.При работе леворукого ребенка за столом свет должен падать с правой стороны. Располагая детей в классе, учителю целесообразно посадить левшу таком образом, чтобы доска находилась от него справа, это снизит вероятность ошибок зрительного восприятия, которые обусловлены левосторонним игнорированием пространства, характерным для неправоруких. Посадка при письме стандартная, но выдвинуто немного вперед не правое, а левое плечо. Можно рекомендовать расположение тетради или листа бумаги таким образом, чтобы верхний правый угол лежал с наклоном вправо, а верхний левый угол располагался напротив груди.

3.При воспитании и обучении левши необходимо учитывать особенности его эмоционального статуса. Родителям и педагогам следует построить общение с ребенком таким образом, чтобы не акцентировать его внимание на леворукости и вместе с тем создать благоприятные условия для проявления и развития его индивидуальности. Отличаясь чувствительностью, ранимостью, хорошим пониманием социальных норм и в тоже время испытывая присущие левшам затруднения ребенок чрезвычайно нуждается в сочувствии и принятии. Задача взрослого - развить в нем чувство оптимизма, уверенности в себе, самоценности, активного отношения к жизни. Принимая во внимание повышенную энергоемкость протекания психических процессов у левшей, а как следствие быстрые утомляемость и истощаемость нервной системы, необходимо придерживаться установленного режима дня и пристально следить затем, чтобы ребенок не переутомлялся.              

4.Данные, полученные при исследовании левшей показывают, что способы и приемы с помощью которых дети усваивают знания различны.
Так, например, некоторые дети лучше усваивают учебный материал, представленный в виде зрительных образов, другая часть детей лучше запоминает объяснения, а третья - образные сравнения. При построении плана коррекционной работы необходимо выявлять такие индивидуальные особенности, т. к. их учет может оказаться определяющим выбор путей коррекции детских трудностей.

5.  Довольно часто, неправорукие дети, несмотря на проводимую педагогическую работу, затрудняются в определении правой и левой руки. В таких случаях может быть рекомендована маркировка левой руки, браслетом, часами или чем-либо другим. Как показывают эксперименты, формирование вербальных и невербальных рядов, а также пространственно-временных отношений у левшей-дошкольников задерживается по сравнению со сверстниками правшами. Так значительная часть рисунков левшей отличается зеркальностью, а положение элементов ряда относительно друг друга не отражает цели его построения. Обследование вербальных рядов показало, что пространно временные отношения оказались не сформированы в полной мере как у правшей так и у левшей. Тем не менее, эксперимент проиллюстрировал различие в степени сформированности рядов. Опять же проявилось отставание левшей от контрольной группы.

6.Работа по формированию рядов требует систематических занятий и может осуществляться в различных видах деятельности. При этом педагог обращает внимание на направления ряда, - следа направо. Маркированная рука служит ориентиром, от которого нужно начинать ряд. Здесь может использоваться мозаика, выкладывание из ее элементов различных узоров, при соблюдении правила - начинать выкладывать с левого верхнего угла по направлению к правому верхнему углу, затем, как бы перейдя на нижнюю строку, продолжать узор от левого края к правому, по такой же схеме как осуществляется письмо и чтение.
Так же предлагается складывать кубики, от левого верхнего угла к верхнему правому, каждый раз опускаясь на один ряд. Левшам рекомендуется заниматься декоративным рисованием, аппликацией, которое основано на ряде и чередовании элементов, можно предложить составление узора на обмазанной пластилином поверхности, это может быть картон, или банки, бутылки, украшая их семечками овощей и фруктов, опять же в определенной последовательности, ребенок "превращает" их в вазы для цветов.

7.Занимаясь с ребенком пересчитыванием предметов необходимо так же следить за лево-правосторонним направлением ряда. Можно проводить зрительный диктант, для которого могут использоваться геометрические фигуры, различные трафареты, картинки и т. п. Он проводится следующим образом:
1) ребенок рассматривает образец (ряд фигур или изображение предметов).
2) перечисляет их несколько раз запоминая последовательность;
3) образец закрывается и ребенок по памяти воспроизводит этот ряд из индивидуального раздаточного материала;
4)образец открывается и проверяется правильность выполнения.
По мере тренированности детей протяженность ряда постепенно растет.

8.Полезно будет предложить неправорукому ребенку разложить и составить рассказ по серии сюжетных картинок, опять же соблюдая лево-правосторонние направление, можно использовать детские комиксы, если в них соблюдается отрабатываемый порядок.
Могут использоваться такие виды работы, как иллюстрирование сказок, рассказов, а затем пересказывание их с выстраиванием ряда картинок. Для закрепления логической последовательности действий, событий, на зрительной основе можно предложить ребенку делать вместе с взрослым схематичные рисунки, отображающие развертывание этих действий, событий. При наличии зеркальности в рисунках необходимо на это обращать внимание ребенка.

9.Начиная обучать леворукого ребенка письму и чтению необходимо учитывать присущие ему затруднения. При появлении "зеркального" написания букв следует с учетом и опорой на знание индивидуальных особенностей (лучше запоминает зрительные образы, объяснения или же образные сравнения) выстраивать систематическую коррекционную работу.

10.При выполнении письменных заданий фиксируется место начала записи, прослеживается соблюдение строки. Целесообразно уделить внимание развитию фонематического анализа, слово представляет из себя ряд звуков, и несформированность ряда, присущая неправоруким детям, может стать причиной стойких дисграфических ошибок. Так же следует вести работу по предупреждению и искоренению ошибок, вызванных трудностями соблюдения правильной последовательности и количества букв  в слове и ошибок на уровне предложения.

11.У неправоруких могут наблюдаться трудности списывания, т. к. такой вид работы предполагает одновременное решение нескольких задач: необходимо распределить внимание между нахождением нужного элемента текста предложенного для списывания, что требует быстрой и точной пространственной ориентировки, а также выстраивания ряда этих элементов на своем месте (опять же требуется быстрая и четкая микроориентировка). Такая работа у левши требует большего времени: и довольно часто сопровождается возрастанием количества ошибок.

12.При чтений левши нередко теряют строку и делают попытки читать не последовательно в нужном направлении, а справа налево, или из середины текста. Во избежание таких проявлений внимание ребенка необходимо обратить на место начала чтения, можно ориентироваться на маркированную руку, если это оказывается неэффективно, то следует закрыть текст и открывать только читаемый слог. Сначала это делает взрослый, затем ребенок самостоятельно приучается выполнять такое вспомогательное действие. Ребенок читает таким образом пока не автоматизируется нужное направление и темп слежения за строкой.

13.Все занятия с неправоруким ребенком должны проводиться систематически, но занимать не более 20 минут, затем необходимо предоставить время для отдыха и после восстановления сил можно занятие учебной деятельностью продолжить.


Комментариев нет:

Отправить комментарий