воскресенье, 5 мая 2013 г.

Продолжаем разговор о восприятии


 «Самое сложное – научить детей думать, формулировать мысль, рассуждать, анализировать. Научить их иностранному языку
гораздо проще»
Л.А. Борботько, учитель английского языка
ГБОУ СОШ № 1272 (Москва)

А.М. Прихожан, доктор психологических наук, профессор Института Психологии имени Выготского, в одной из своих статей отмечает, что «трудности в обучении школьников могут быть связаны с несформированностью необходимых мыслительных действий и операций – анализа, синтеза, с плохим речевым развитием, недостатками развития внимания и памяти». Пятый класс по замечанию профессора является самым подходящим временем для преодоления вышеназванных недостатков. «Пятиклассники очень интересуются способами развития мышления, внимания, памяти, поскольку наблюдательность, внимательность, умение замечать детали являются теми свойствами, которые они очень ценят в себе и других». Для пятиклассников характерно повышенное внимание к себе, самопознанию, самовоспитанию. Кроме того, ученикам этой возрастной группы приходится много читать, писать, запоминать. Именно поэтому в исследовании, посвященном ведущим каналам восприятия, я предложила участвовать ученикам пятых классов.
Мы провели тестирование, благодаря которому выяснили, какой канал восприятия является у каждого ученика ведущим. При этом сам тест и обсуждение результатов вызвали живой интерес у пятиклассников, почти весь урок мы говорили о конкретных примерах, которые иллюстрировали полученные результаты. Оказалось, что группа 5-1 класса по большей части визуалы, а в 5-2 классе визуалов и аудиалов примерно поровну. В обеих группах есть ребята с несколькими ведущими каналами восприятия, однако учеников с ведущим кинестетическим каналом у нас не нашлось. Теперь я понимаю, почему мои схемы, таблицы и работа на доске цветным мелом лучше воспринимается группой 5-1 класса: наш ведущий канал восприятия совпадает. А как же пятиклассники-аудиалы? Полученные результаты заставили меня задуматься и начать перестраивать свою работу с группами. Например, не только записать домашнее задание на доске (мне всегда казалось, что этого вполне достаточно), но и произнести вслух, проговорить.
Анализ полученных результатов провели и сами пятиклассники. Я предложила ребятам формат мини-сочинения, в рамках которого они записали свои наблюдения: как каждый из них воспринимает информацию, как запоминает, что помогает, а может быть мешает им в обучении.
«Я лучше всего воспринимаю зрительную информацию», – пишет Маргарита М. – «Когда мы в классе учим какое-нибудь правило, я быстрее запоминаю то, что написано в учебнике, а не то, что говорит учитель».  Полина Б., анализируя, приводит пример: «Я вижу информацию и запоминаю ее. Я сначала читаю, а потом запоминаю. Однажды я учила диктант по учебнику, и мне показалось, что он был сложный. Я выучила его быстро. Мне это помогает и в учебе, и в музыкальной школе». Данил З. приводит образное сравнение: «Я как будто фотографирую текст и запоминаю его».  У Наибы М. русский язык – неродной, поэтому ей сложнее воспринимать и запоминать информацию, чем другим ребятам, тем не менее и она понимает, как ей удобнее работать с текстом. Пятиклассница пишет: «Я визуал. Мне это помогает тем, что мне легко запомнить, что было в учебнике написано. Запоминаю я долго, иногда не до конца. Запоминать информацию мне сразу тяжело».
«Я аудиал», – рассуждает Максим Б. – «Я запоминаю информацию после того, как мне ее скажут один или два раза. Мне мешает запомнить информацию шум поблизости. Когда мне надо пересказать текст, я лучше его рассказываю после того, как я его услышу, а не прочитаю». «Я воспринимаю информацию лучше на слух. Мне легче слушать», – отмечает в своем мини-сочинении Даниил О. – «Я не могу понять, что написано, пусть лучше скажут. Вот когда мой папа скажет, как это делать, то я слышу и понимаю, а если письменно, то не очень. Я слушаю внимательно, и когда тихо, мне легче запомнить. Мне трудно что-нибудь понять и запомнить, когда вокруг шумно». Никите П. шум также мешает сосредоточиться. «Чтобы запомнить текст, я прошу взрослых его прочитать. Если на уроке что-то рисуют или делают схему, я не всегда понимаю, что это», – добавляет пятиклассник.
Как уже было отмечено выше, в обеих группах нашлось достаточное количество ребят, у которых несколько каналов восприятия являются ведущими. Пятиклассники замечают за собой эту особенность, иллюстрируя свои рассуждения конкретными примерами. «Я визуал и кинестетик», – пишет Кирилл П. – «Я лучше всего запоминаю информацию, когда лежу. Но один раз в школе нам задали выучить стих, а я забыл об этом. Я пришел в школу. Открыл учебник, прочитал два раза. И рассказал на «5». Но потом сразу забыл. Мне еще легко запоминать, качаясь на стуле». У Анны З. доминирующими являются аудиальный и кинестетический канал: «Я воспринимаю и запоминаю информацию с помощью повторения слов и предложений. Когда я учу стихотворение или басню, я читаю и повторяю по нескольку раз. Мне мешает шум, когда люди что-то говорят не по случаю. Мне это мешает и отвлекает». Пятиклассница не отметила в своем сочинении свои особенности как кинестетика, но на уроке, например, она повторяет слова, качаясь на стуле, поворачиваясь, двигаясь. Те же каналы восприятия оказались ведущими у Анастасии П.: «Воспринимаю и запоминаю информацию лучше на слух и движениями. Так легче запомнить, когда несколько раз напишешь или проговоришь. Легче запомнить правильное произношение, чем написание. На уроках я часто отвлекаюсь на тех, кто шумит или разговаривает. Часто качаюсь на стуле или щелкаю ручкой». У Михаила М. все три канала восприятия оказались на одинаковом уровне, но судя по его сочинению, пятиклассник все же больше аудиал и кинестетик, чем визуал: «Когда надо выучить стих или диалог, я хожу по комнате кругами. Когда я пишу диктант, я запоминаю предложение сразу, как только услышу его. Когда я что-то вижу, я обычно прикладываю ручку к уху и думаю. Все это помогает мне воспринимать информацию».
У Александры В. получился глубокий и интересный анализ доминирующего и второстепенных каналов восприятия, текст ее мини-сочинения привожу полностью. «Я аудиал», – пишет пятиклассница. – «Поэтому мне легче запомнить какие-либо звуки. Например, когда диктуют номера упражнений, я никогда не переспрашиваю. Иногда мне проще написать диктант, чем списывание. Это потому, что я аудиал. Иногда я могу узнать что-то о человеке только по его голосу. Я могу слушать людей, даже если мне это неинтересно. Когда я хочу привлечь внимание, я говорю: «Слушай!» Я точно не кинестетик, потому что когда я была маленькая, я ничего не тащила в рот. И еще, мне кажется, что я немного похожа на визуала, ведь, например, когда я учу что-либо наизусть, текст возникает перед глазами. То, что я аудиал, помогает тем, что в нужные моменты мне легче. А мешает тем, что иногда все-таки нужно быть визуалом».
Последним утверждением Александра приходит к выводу, что нужно не только умело пользоваться при восприятии и запоминании информации особенностями своего ведущего канала восприятия, но и развивать каналы, не являющиеся доминирующими. Над этим нам с ребятами и предстоит работать в дальнейшем.
 Присталова Ирина Анатольевна, учитель английского языка














Комментариев нет:

Отправить комментарий