Нициевская Светлана Евгеньевна,
учитель начальных классов
Когда я думаю, меня будто две – я большая, во весь рост, основная, и я и маленькая, второстепенная. Больше и разумнее думает я маленькая, которая смотрит со стороны и анализирует мысли я большой. Я маленькая выглядит как я в душе – красивей, умней, выше, осмысленней. А я большая – такая, как на самом деле. Сначала я большая думает то, что приходит на ум, а я маленькая все корректирует, и мы вместе это высказываем. Иногда я маленькая думает: «Как ты могла такое подумать?» и гневается на я большую. Я большая постоянно обращается за помощью к я маленькой, и вместе нам не страшно, вместе мы решим проблему.
Наш
блог называется «Учимся думать». Замечательный итальянский педагог и писатель Джанни Родари писал «Если мы хотим научить думать, то прежде мы должны научить придумывать».
На факультативе по РТВ (развитию творческого воображения)
я учу детей придумывать, а значит, и
думать. Второклассники очень любят
играть.
На одном из занятий я предлагаю
ребятам подумать, как можно молча загадывать загадки. Ребята предлагали
изображать предмет пантомимой, писать текст загадки на доске, рисовать загаданный предмет, не
рисуя его целиком. В сказке Л. Кэррола «Алиса в Зазеркалье» Белая Королева
открывает Алисе одну тайну: «Я умею читать слова из одной буквы. И ты этому
научишься». Ребята тоже захотели научиться читать такие слова.
Я предлагаю детям поиграть с
буквами. Для педагогов напоминаю, что
такое игра.
Игра – это
последовательность действий, шагов, направленных на достижение определенной
цели путем создания ситуации, требующей творческого решения.
Шаги игры:
·
Выбираю
букву.
·
Придумываю
предмет, который начинается с этой буквы. (Можно идти наоборот от предмета к букве).
·
Анализирую
его: вспоминаю цвет, размер, форму,
вещество, функцию, запах, вкус, звук, части. Выбираю те свойства, которые больше всего характеризуют
этот предмет, и по которым дети быстро его отгадают.
·
«Зашифровываю»
предмет в букве, делаю рисунок.
·
Критерием
удачной работы будет быстрое отгадывание ребятами загаданного предмета.
Эта работа только на первый взгляд
кажется легкой. Чтобы дети быстро отгадали, какое слово зашифровано в букве,
необходимо провести глубокий анализ. Сразу скажу, что результат был разный. Не
у всех ребят работа получилась удачной, некоторые слова ребята отгадывали с
трудом. Те учащиеся, кто работал по алгоритму, то есть думал, справились с
работой успешно.
Илья Г. «Дерево»
|
Никита С. «Жонглер» |
Никита С. «Комар»
|
Влада С. «Королева»
|
|
Анастасия Л. «Кот»
|
На кружке со старшими ребятами мы выполняли более сложную
работу. Я попросила каждого изобразить букву, с которой начинается имя или
фамилия ребенка, в виде автопортрета. В
основном ребята отражали свои увлечения. Вот что у них получилось.
Илья С., 7 класс, увлекается историей, техникой.
|
Сергей
С., 4 класс, любит музыку, занимается в музыкальной школе |
Когда я думаю, меня будто две – я большая, во весь рост, основная, и я и маленькая, второстепенная. Больше и разумнее думает я маленькая, которая смотрит со стороны и анализирует мысли я большой. Я маленькая выглядит как я в душе – красивей, умней, выше, осмысленней. А я большая – такая, как на самом деле. Сначала я большая думает то, что приходит на ум, а я маленькая все корректирует, и мы вместе это высказываем. Иногда я маленькая думает: «Как ты могла такое подумать?» и гневается на я большую. Я большая постоянно обращается за помощью к я маленькой, и вместе нам не страшно, вместе мы решим проблему.
Проанализировав работы
ребят, могу сказать, что только думающий
человек, мог вложить в каждую из этих
работ столько фантазии и творчества,
чтобы создать индивидуальный
образ буквы.
Мне кажется, учиться думать надо начинать с малого, а когда
это войдет в привычку, то и о большом тебе будет думать легче.
Не могу не оставить комментарий. Как интересно дети думают, как блестяще мыслят. Так здорово у них учиться. Спасибо за статью, Светлана Евгеньевна.
ОтветитьУдалитьИрина Анатольевна