понедельник, 29 апреля 2013 г.

Игры с буквами (Молчаливые загадки)


Нициевская Светлана Евгеньевна,
учитель начальных классов



Наш  блог называется «Учимся думать».  Замечательный итальянский педагог и писатель Джанни Родари писал «Если мы хотим научить думать, то прежде мы должны научить придумывать».
На факультативе по РТВ (развитию творческого воображения) я учу детей придумывать, а значит, и думать. Второклассники очень любят играть.
На одном из занятий я предлагаю ребятам подумать, как можно молча загадывать загадки. Ребята предлагали изображать предмет пантомимой, писать текст загадки  на доске, рисовать загаданный предмет, не рисуя его целиком. В сказке Л. Кэррола «Алиса в Зазеркалье» Белая Королева открывает Алисе одну тайну: «Я умею читать слова из одной буквы. И ты этому научишься». Ребята тоже захотели научиться читать такие слова.
Я предлагаю детям поиграть с буквами.  Для педагогов напоминаю, что такое игра.
Игра – это последовательность действий, шагов, направленных на достижение определенной цели путем создания ситуации, требующей творческого решения.
Шаги игры:
·         Выбираю букву.
·         Придумываю предмет, который начинается с этой буквы.  (Можно идти наоборот от предмета к букве).
·         Анализирую его: вспоминаю  цвет, размер, форму, вещество, функцию, запах, вкус, звук, части. Выбираю  те свойства, которые больше всего характеризуют этот предмет, и по которым дети быстро его отгадают.
·         «Зашифровываю» предмет в букве, делаю рисунок.
·         Критерием удачной работы будет быстрое отгадывание ребятами загаданного предмета.
Эта работа только на первый взгляд кажется легкой. Чтобы дети быстро отгадали, какое слово зашифровано в букве, необходимо провести глубокий анализ. Сразу скажу, что результат был разный. Не у всех ребят работа получилась удачной, некоторые слова ребята отгадывали с трудом. Те учащиеся, кто работал по алгоритму, то есть думал, справились с работой успешно.






Илья Г. «Дерево»



Владимир Р. «Телефон»   


Никита С. «Жонглер»

Никита С. «Комар»


 
Влада С. «Королева»


 
 Анна Я. «Заяц»

Анастасия Л. «Кот»
На кружке со старшими ребятами мы выполняли более сложную работу. Я попросила каждого изобразить букву, с которой начинается имя или фамилия ребенка,  в виде автопортрета. В основном ребята отражали свои увлечения. Вот что у них получилось.




Илья С., 7 класс, увлекается историей, техникой.


 Сергей С., 4 класс, любит музыку, 
занимается в музыкальной школе


Федор Н., 4 класс, любит футбол, участвует во всех школьных  и районных олимпиадах по разным наукам, на футбол времени остается мало.





                                                                           А вот работы нашей выпускницы, которая имеет диплом педагога дополнительного образования.    Алена Н., 24 года «Ёж» и «Ворона»












Когда я думаю, меня будто две – я большая, во весь рост, основная, и я и маленькая, второстепенная. Больше и разумнее думает я маленькая, которая смотрит со стороны и анализирует мысли я большой. Я маленькая выглядит как я в душе – красивей, умней, выше, осмысленней. А я большая – такая, как на самом деле. Сначала я большая думает то, что приходит на ум, а я маленькая все корректирует, и мы вместе это высказываем. Иногда я маленькая думает: «Как ты могла такое подумать?» и  гневается  на я большую. Я большая постоянно обращается за помощью к я маленькой, и вместе нам не страшно, вместе мы решим проблему.  
Проанализировав работы ребят, могу сказать, что  только думающий человек, мог вложить в каждую из этих  работ столько фантазии и творчества,  чтобы  создать индивидуальный образ буквы.
Мне кажется, учиться думать надо начинать с малого, а когда это войдет в привычку, то и о большом тебе будет думать легче.



















1 комментарий:

  1. Не могу не оставить комментарий. Как интересно дети думают, как блестяще мыслят. Так здорово у них учиться. Спасибо за статью, Светлана Евгеньевна.

    Ирина Анатольевна

    ОтветитьУдалить