Я,
Светлана Евгеньевна Нициевская, учитель начальных классов ГБОУ СОШ №347. Стаж моей педагогической работы более 30 лет.
Мотивацией к началу нашей с ребятами исследовательской работы на тему «Как
я думаю» послужила организация экспериментальнаой площадки на базе нашей школы.
Естественно, каждый учитель периодически задается вопросом о том, почему одни
ученики учатся с легкостью, а другие
испытывают трудности. Многие педагоги
считают: если у ребенка хорошая память, есть внимание и он усидчив, то такой
ученик будет успешно учиться. Если у ребенка нарушен хотя бы один из этих
параметров, то с его обучением начинаются проблемы. Исследовательская работа
поможет нам с ребятами приблизиться к истине.
Общая тема экспериментальной работы нашей школы звучит так: «Мониторинг
интеллектуального развития учащихся». Сначала определим значение
некоторых слов данной темы.
Мониторинг -
система сбора/регистрации, хранения и анализа небольшого количества ключевых
(явных или косвенных) признаков/параметров описания данного объекта для
вынесения суждения о поведении/состоянии данного объекта в целом. То есть для
вынесения суждения об объекте в целом на основании анализа небольшого
количества характеризующих его признаков.
Интеллект - это
совокупность умственных способностей человека.
Диагностика – учение
о методах и принципах постановки заключений о реальном состоянии объекта
исследования.
В нашем
исследовании принимают участие учащиеся моего третьего класса, а также ребята 2
– 7 классов, у которых я веду факультативные занятия по РТВ (Развитию творческого воображения) и ТРИЗ (Теории решения изобретательских задач). Эти две технологии
изначально были созданные для изобретателей. Сейчас они адаптированы к
педагогике. Приемы и методы РТВ
и ТРИЗ помогают развивать сильное мышление, которое дает
возможность ученику решать практически
любые задачи из разных областей знаний.
Когда
ученик неверно выполняет какое – либо задание или неверно отвечает на заданный
вопрос, учитель говорит: «Ты не
думал», «Ты плохо подумал» или «Думай лучше».
А как это – думать? Что при этом нужно делать?
Я
попросила учащихся 3 – 7 классов, написать эссе на тему «Я думаю о том, как я думаю». Не все младшие
школьники поняли, о чем нужно писать, и писали о том, о чем они думают (т.е.
мечтают). Другая часть детей попыталась расписать этот процесс так, как они его представляют. Вот
что у них получилось.
Интересно, как я думаю? В общем - то, я ничего не
делаю! Так! Звучит вопрос, я кладу голову на руку и начинаю представлять в мозге то, о чем меня спросили, представлять! Потом я смотрю в
потолок и думаю. И вот идея или решение готовы! Только как они появились? И я
поняла одно, думать – это трудный процесс!
Анна П. ,3
класс
Я и многие другие ребята задаются вопросом «Как я
думаю?» И правда - КАК? Мне кажется, что у нас в мозге есть специальный отсек
«ДУМАТЬ», и когда человек начинает это делать, отсек включается. Вот так. Может
быть, это неправильно, но я так ДУМАЮ.
Наталья П., 3 класс
Есть некий помощник, который помогает делать то, что
он считает нужным. Он живет у человека в мозгу и достает из ящичков папку с
нужной информацией. Их там целый шкаф. И он
живет там, и слушает, что говорит человек, а потом ищет то, что я или кто – то другой запомнил
или знал. Допустим, ребенок учит стихотворение и куда это идет? К тому
человечку. Он и смотрит и слышит. А
когда ребенок отвечает стихотворение,
человечек отдает ему то, что вчера получил на хранение. Он (человечек) – это
как внутреннее «Я», которое живет вместе с нами (людьми).
Александра Д., 3 класс
Когда я была маленькой, то думала, что в голове у людей живут
человечки. Я обдумываю мысль, договариваюсь
с человечками , если мне мысль
нравится, я ее использую. Сейчас я понимаю, что все происходит по – другому. Я
рисую в голове картину той проблемы, о которой я думаю. Если я иду по улице и
думаю о том, как начать разговор с человеком или дать ответ, я представляю себе
диалог, подбираю слова и использую их в ответе.
Дарья К., 3 класс
1) Я вспоминаю информацию.
2)Я считаю, что в голове у меня CD – диск, и
я считываю с него нужную информацию.
3)Если нужно, я фантазирую (придумываю то, чего нет в
реальной жизни).
4) Рассуждаю, будет ли от этого кому – нибудь плохо.
5) Подбираю слова для ответа.
Владислав Б., 3 класс
Я часто задаюсь вопросом о том, как я думаю. Мой мозг
мне дает более тысячи команд. Как ему
это удается? Пока я пишу сочинение – рассуждение, он дает множество команд. Так как же все люди могут думать? Мне кажется,
что это как два зеркала, которые стоят напротив друг друга, одна мысль отражается от другой и рождается
новая мысль.
Николай В., 3 класс
1)Я вспоминаю, что об этом уже знаю.
2)Я рассуждаю о пользе: хорошо это или плохо.
3) Рассматриваю предмет по внешнему виду.
4) Сравниваю, если есть с чем сравнить.
5) Думаю, как все сказать и отвечаю.
Дмитий Т., 3 класс
Сначала я представляю себе то, о чем я буду думать. Я
буду думать с помощью органов чувств. Потом от этих органов сигнал поступает в
мозг. Мозг сначала воспринимает картинку того, что я представляю. Потом я эту
картинку делю на части и думаю о каждой части отдельно. Потом соединяю эти
части. Я получаю информацию об этой картинке, которую я представил. Так я
думаю…
Федор Н., 4 класс
Наверное, когда я думаю, я сначала определяю, о чем
вопрос, представляю себе то, о чем буду думать (что находится вокруг меня, мои
движения, действия, чувства), потом начинаю рыться в своей голове и подыскиваю
нужный ответ или варианты ответов. Дальше я подаю сигнал, что ответ готов и
говорю его вслух.
Алесандра В., 5 класс
Я умаю, что мой мозг больше думает ночью, потому что
просматривает прошедший день. А днем мой мозг углубляется в уроки, и я много думаю. Так же я думаю, что мой мозг
не высыпается, и поэтому только после диалога с другом придумывает классные
ответы. Я думаю о том, что думаю хорошо, так как хорошо учусь. Когда я иду в
школу, то думаю о том, что будет (наперед).
Павел Ю., 5 класс
Я выделяю главное из вопроса и нахожу соответствия
предполагаемого ответа. Мысль невозможно остановить. Она невероятно быстро
проходит в уме. Каждую секунду
развивается (продолжается) мысль. Развиваться она будет и дальше. Только в
другом облике. Наш мозг – огромное хранилище разной информации. Когда человек
что – то узнает, он выделяет из полученной информации главное для себя. Когда
мне задают вопрос, я ищу совпадение основной сути вопроса и информации,
имеющейся в мозгу. Человеку свойственно
выделять из полученной информации хорошее и плохое (то, что нравится, и
то что не нравится), дальше все зависит от характера человека. Он может
поставить на первое место плохое ( или хорошее) и запоминает то, что для него
важнее. От этого (от характера человека) и зависит его ответ.
Илья С., 7 класс
Фразы из разных эссе:
Думать – это процесс, когда у меня работает мозг, и я
представляю себе, о чем думаю.
Виталий Ф., 3 класс
Виталий Ф., 3 класс
К слову «думать» я бы подобрал синоним «размышлять»
или «предугадывать наперед».
Александр Ч., 5 класс
Александр Ч., 5 класс
Думать – это представлять себе тот объект, о котором
думаешь.
Ксения Б., 3 класс
Ксения Б., 3 класс
Когда мозг включается - это как свеча, которая
зажигается. И начинается процесс «думать».
Дмитрий К., 3 класс
Дмитрий К., 3 класс
Я думаю о разном, но разные мысли создаются одинаково. Например, представляю, описываю
устно, зарисовываю.
Николай Л., 3 класс
Николай Л., 3 класс
Думать – это когда ты рассуждаешь. Любую мысль можно выложить на черновик.
Мария О., 3 класс
Мария О., 3 класс
Думая, ты пытаешься рассуждать, решать, представлять,
подставлять. Это как делать доклад – только для себя. Ты думаешь думу и
делаешь для себя доклад.
Анна А., 3 класс
Я сначала формулирую - может так быть или нет.
Роман В., 3 класс
Роман В., 3 класс
Надо разложить все мысли по полкам и найти ту самую
полку, где лежит ответ.
Елизавета В., 3 класс
Елизавета В., 3 класс
Когда я думаю, я рисую в голове всю ситуацию, а потом
я зарисовываю эту же картину, только «наоборот». Потом я думаю, будет ли хорошо
от решения не только мне, но и другим.
Карина А., 3 класс
Карина А., 3 класс
Проанализировав ответы ребят, я еще раз
убедилась в том, что девочки и мальчики
видят этот процесс по – разному. У мальчиков больше развито левое полушарие
мозга, их ответы более четкие, логичные. У девочек больше развито правое
полушарие, они чаще всего мыслят образами. Эти особенности учителю необходимо учитывать при подготовке к уроку. Теперь
я продолжу работу по проблеме «Как научить ребенка думать». Вместе с ребятами
мы будем отслеживать развитие их интеллектуальных способностей через
диагностику и самодиагностику.
Литература
Комментариев нет:
Отправить комментарий